Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, девизом 2024 года станет название - "Fair and responsible Al for consumers" "Справедливый и ответсвенный искусственный интеллект для потребителей".

   Искусственный интеллект стал неотъемлимой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики - банкинга, ретейла, медицины и промышленности.

   С учетом того, что использование ИИ влияет на поведение потребителей и их приянтия решений, важно обеспечить справедливость  и ответсвенность в использовании этой технологии.

   Справедливый и ответсвенный ИИ для потребителя предполагает не только предоставление точной и полезной информации, но и защиту данных потребителей, их конфеденциальности и приватности. Одним из важных аспектов является прозрачность алгоритмов, которые принимают решения на основе данных о потребителях. Потребители должны быть информатированы о том, как их данные используются и какие решения принимаются на основе этой ифнормации. Кроме того, важно обеспечить уровень доступности и понятности для всех пользователей, включая людей с ограниченными возможностями. использование ИИ не должно приводить к дискриминации или исключению определенных групп потребителей.

   Справедливый и ответсвенный ИИ для потребителя - это не только гарантия качественного обслуживания, но и защита прав и интересов каждого человека.

   В условиях настоящих реалий правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет явности, кто несет ответсвенность за создание и рспространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

   В центре внимания алгоритмы искусственного интеллекта, используемые для создания нового контента (генеративные чат-боты ИИ), которые уже давно применяются в сфере обслуживания и поддержки клиентов. Эти чат-боты все чаще интегрируют системы  ИИ для имитации человеческого общения сложными и специфическими способами, например, в онлайн-поиске, где ведущие технологические компании уже начали внедрять поисковый опыт.

   Подобные "чат-боты" используются для сервиса клиентской поддержки и имитируют человеческое общение. Поскольку основная задача "чат-бота" - давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправдыи выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную ифнормацию и сделать ошибочные выводы.

   В предверии Всемирного дня прав потребителей территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье совместно с филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в п. Верховье" организованы и будут проведены горячая линия, лекции, семинары, беседы, конкурсы, направленные на повышение потребительской граммотности. Граждане, интересующиеся вопросами насколько они могут доверять "чат-ботам" с генеративным искусственным интеллектом" могут получить консультации в территориальном отделе Управлении Роспотребнадзора по Орловской области в п. Верховье по телефонам: 8 (48676)2-47-27, и в консультационном центре филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в п. Верховье" по телефону: 8(486760 2-34-96.