20.12.2024 г.
Изменения в законодательстве в 2025 году, касающиеся защиты прав потребителей
С 1 ЯНВАРЯ 2025 ГОДА ПРИМЕНЯЕТСЯ НОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПО ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРЕДУСТАНОВКИ НА СМАРТФОНЫ И ДРУГИЕ ГАДЖЕТЫ
Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2024 N 1972-р
Новый перечень не отличается от перечня 2024 года.
С 5 ФЕВРАЛЯ 2025 ГОДА ВВОДИТСЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Постановление Правительства РФ от 21.11.2023 N 1944
Требование касается безалкогольных напитков, обязательная маркировка которых началась с 1 декабря 2023 года и с 1 марта 2024 года.
Суть механизма в том, что онлайн-касса отправляет в систему "Честный знак" запрос на проверку кода товара. Если продажа запрещена, заранее настроенное ПО выдаст предупреждение.
С 1 МАРТА 2025 ГОДА ПРЕДУСМОТРЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
Федеральный закон от 08.08.2024 N 273-ФЗ
Федеральный закон от 08.08.2024 N 274-ФЗ
Федеральный закон от 08.08.2024 N 284-ФЗ
Срок оказания ФНС услуги по регистрации ККТ сокращен вдвое: с 10 до 5 рабочих дней.
Ведомство вправе снять с учета ККТ в одностороннем порядке, если проверяющим не предоставили доступ к ней.
Добавлен новый способ выдачи электронных чеков - через сервис ФНС "Мои чеки онлайн".
Изменен порядок выдачи кассового чека в сфере общепита. Если клиент непосредственно взаимодействует с продавцом (автоматическим устройством для расчетов), бумажный чек нужно выдать до момента расчета.
По общему правилу при расчетах на рынках, ярмарках и выставках организации и ИП обязаны применять ККТ. Без использования кассы может работать лишь ограниченный круг лиц.
На компании, управляющие рынками, возложены новые обязанности и ответственность за их невыполнение. Компанию накажут, если она:
- разрешила торговать без представления копии карточки регистрации ККТ;
- не проверила факт регистрации ККТ на сайте ФНС;
- не попросила зарегистрировать ее по адресу рынка;
- допустила торговлю до регистрации ККТ;
- не отказалась от договора о предоставлении торгового места в случаях, предусмотренных законом.
Должностных лиц оштрафуют на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. руб., юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Компании вместо штрафа могут вынести предупреждение.
За повторные нарушения должностных лиц оштрафуют на сумму от 50 тыс. до 80 тыс. руб., юрлиц - от 300 тыс. до 1 млн руб.
С 1 МАРТА 2025 ГОДА УСТАНОВЛЕН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ НА ПРОДАЖУ ЭНЕРГЕТИКОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
Федеральный закон от 08.08.2024 N 304-ФЗ
Продавец вправе потребовать у покупателя документ, подтверждающий совершеннолетие, и обязан отказать в продаже, если есть сомнения в возрасте, а документ не предъявлен.
Запрет не распространяется на чай, кофе и напитки на их основе.
С 1 МАРТА 2025 ГОДА СОКРАЩЕН СРОК ОПЛАТЫ РЯДА ПОСТАВОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ В МАГАЗИНЫ
Федеральный закон от 08.08.2024 N 301-ФЗ
Новшества касаются розничных и оптовых продавцов, которые заключают с поставщиками договоры с условием об оплате продуктов после их передачи.
Рассчитаться нужно в течение 4 рабочих дней с даты получения продукции, если по договору контрагенты составляют и подписывают электронные документы.
С 1 МАРТА 2025 ГОДА ВВОДЯТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ МАРКИРОВКИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ТОВАРОВ
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 887
Постановление Правительства РФ от 01.06.2024 N 746
Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 883
Постановление Правительства РФ от 23.05.2024 N 645
Постановление Правительства РФ от 26.06.2024 N 860
Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 N 675
Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 N 677
Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 N 674
Постановление Правительства РФ от 31.05.2024 N 744
Приказ Минсельхоза России от 08.10.2024 N 580
Соки и другие безалкогольные напитки. В систему "Честный знак" нужно передавать сведения о розничной продаже и ином выбытии из оборота целого ряда безалкогольных напитков (в т.ч. напитков на растительном сырье, соков, компотов и морсов).
Пиво и слабоалкогольные напитки. Участники оборота передают в "Честный знак" информацию о выбытии продукции в кегах по причинам, не связанным с розничной продажей. Требование касается продукции, произведенной или ввезенной с 1 марта 2025 года.
Одежда и белье. Расширен перечень товаров легпрома, подлежащих обязательной маркировке. В частности, в него вошли детская одежда, майки, перчатки, галстуки, головные уборы. Нужно сообщать в "Честный знак" о вводе в оборот, обороте и выводе из него таких товаров. Немаркированные остатки можно продавать по 31 июля 2025 года включительно либо промаркировать по 31 октября 2025 года включительно.
Велосипеды и велосипедные рамы. Участники оборота обязаны предоставлять в "Честный знак" сведения об обороте товаров и их выводе из него (например, продаже). Запрещены оборот и продажа немаркированных остатков.
Медизделия. Производители и импортеры должны маркировать медицинские перчатки, а продавцы передавать сведения об их выводе из оборота. Немаркированные остатки можно либо продать, либо промаркировать до конца августа 2025 года.
Ветеринарные препараты. В "Честный знак" нужно передавать сведения о розничной продаже таких товаров. Чтобы проконтролировать исполнение этой обязанности, Минсельхоз утвердил специальный индикатор риска.
Консервы. Стартует обязательная маркировка консервированной продукции из мяса, грибов, ягод и фруктов, а также плодоовощной продукции. Немаркированные остатки можно продавать до окончания срока годности.
Влажные корма для животных. Стартует обязательная маркировка таких товаров. Немаркированные остатки можно продавать до окончания срока годности.
Техсредства реабилитации. Запрещены оборот и продажа немаркированных остатков. В "Честный знак" нужно передавать сведения о продаже (выводе из оборота) этих товаров.
С 1 МАРТА 2025 ГОДА БОЛЬШЕ ТОВАРОВ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ С ПОМОЩЬЮ "ЧЕСТНОГО ЗНАКА" ПЕРЕД ПРОДАЖЕЙ В РОЗНИЦУ
Постановление Правительства РФ от 21.11.2023 N 1944
Разрешительный режим в формате онлайн-проверок распространили на медизделия и кресла-коляски.
Начинают применяться правила об офлайн-проверках всех видов товаров, на которые распространяется разрешительный режим, кроме безалкогольных напитков.
По базе данных кодов товаров или кодов идентификации проверяется наличие запрета или приостановки реализации товара по решению надзорных органов.
С 10 МАРТА 2025 ГОДА ДЕЙСТВУЕТ ОБНОВЛЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА
Приказ Минпромторга России от 05.07.2024 N 3028
Ряд позиций перечня изложен в новой редакции, внесены дополнения.
С 1 АПРЕЛЯ 2025 ГОДА ДАННЫЕ О РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕ МАРКИРОВАННОГО БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО ПИВА НУЖНО ПЕРЕДАВАТЬ В "ЧЕСТНЫЙ ЗНАК"
Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 N 678
Сведения нужно предоставлять в том числе при реализации в розлив пива из кег.
С 1 АПРЕЛЯ 2025 ГОДА ДАННЫЕ О РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕ МАРКИРОВАННОЙ ИКРЫ НУЖНО ПЕРЕДАВАТЬ В "ЧЕСТНЫЙ ЗНАК"
Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 N 2028
Участники оборота предоставляют сведения об обороте товаров и выводе из него (в т.ч. розничной продаже).
С 8 МАЯ 2025 ГОДА ДЕЙСТВУЕТ ОБНОВЛЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА
Приказ Минпромторга России от 08.10.2024 N 4611
Ряд позиций перечня изложен в новой редакции, некоторые позиции исключены.
С 1 ИЮНЯ 2025 ГОДА ВВОДИТСЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Постановление Правительства РФ от 21.11.2023 N 1944
Разрешительный режим распространили на безалкогольные напитки (соки, морсы и пр.), обязательная маркировка которых стартовала 1 июня 2024 года.
Суть механизма в том, что онлайн-касса отправляет в систему "Честный знак" запрос на проверку кода товара. Если продажа запрещена, заранее настроенное ПО выдаст предупреждение.
Для проверки также предусмотрен офлайн-режим. Он действует для всех безалкогольных напитков, подлежащих обязательной маркировке.
С 1 АВГУСТА 2025 ГОДА ЗАПРЕЩЕНА ПРОДАЖА НЕМАРКИРОВАННЫХ ОСТАТКОВ РЯДА ТОВАРОВ ЛЕГПРОМА
Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 883
Запрещены оборот и продажа немаркированных остатков товаров, подлежащих обязательной маркировке с 1 марта 2025 года. Чтобы продать такие товары, их нужно промаркировать не позднее 31 октября 2025 года.
С 1 СЕНТЯБРЯ 2025 ГОДА ВВОДЯТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ МАРКИРОВКИ АЛКОГОЛЯ, КОРМОВ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ, МЕДИЗДЕЛИЙ И ТЕХСРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ
Постановление Правительства РФ от 01.06.2024 N 746
Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 N 674
Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 894
Постановление Правительства РФ от 31.05.2024 N 744
Пиво и слабоалкогольные напитки. Участники оборота передают в "Честный знак" информацию о выбытии продукции в потребительской упаковке по причинам, не связанным с розничной продажей. Требование касается продукции, произведенной или ввезенной с 1 сентября 2025 года.
Корма для животных. В систему "Честный знак" нужно передавать данные о выводе из оборота (в т.ч. розничной продаже) маркированных товаров и их обороте.
Медизделия. Участники оборота должны направлять в "Честный знак" сведения об обороте товаров.
Техсредства реабилитации. В "Честный знак" нужно передавать сведения об обороте товаров
С 1 СЕНТЯБРЯ 2025 ГОДА ЗАПРЕЩЕНО ПРОИЗВОДИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПЭТ-УПАКОВКИ
Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2024 N 2827-р
В перечень запрещенных товаров вошли:
- ПЭТ-бутылки для пищевой промышленности кроме бесцветных, голубых, зеленых, коричневых и белых;
- ПЭТ-упаковка с этикеткой из ПВХ, кроме термоусадочной;
- многослойные ПЭТ-бутылки.
Требование не касается продукции, которую произведут до 1 сентября 2025 года.
С 1 НОЯБРЯ 2025 ГОДА ДАННЫЕ О РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕ МАРКИРОВАННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО МАСЛА НУЖНО ПЕРЕДАВАТЬ В "ЧЕСТНЫЙ ЗНАК"
Постановление Правительства РФ от 27.05.2024 N 676
В "Честный знак" нужно передавать как сведения о выводе из оборота, так и данные об обороте товара
06.12.2022г.
Федеральный закон от 1 мая 2022 г. N 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Принят Государственной Думой 20 апреля 2022 года
Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2022 года
Статья 1
Внести в статью 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2004, N 52, ст. 5275; 2013, N 51, ст. 6683) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)
1. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.
2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права;
2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона;
3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 настоящего Закона;
4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;
7) условия, которые ограничивают установленное статьей 161 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;
9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;
11) условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);
15) иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
3. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в полном объеме.
Запрещается удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками ставить в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг).
Запрещается отказ в заключении договора и во внесении изменений в договор в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, в целях исключения таких условий. При предъявлении потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, указанное требование подлежит рассмотрению в течение десяти дней со дня его предъявления с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования.
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной суммы.
Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату оформляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
4. Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в письменной форме (в том числе в форме электронного документа) продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен предоставить такую информацию в течение семи дней со дня предъявления указанного требования.
Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) предоставляет информацию потребителю в той форме, в которой предъявлено требование потребителя о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, если иное не указано в этом требовании.
При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в устной форме такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
2. Положения статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Президент Российской Федерации В. Путин
06.12.2022г.
1 сентября 2022 – важные изменения в Законе РФ «О защите прав потребителей»
С 1 сентября 2022 года вступают в силу значимые изменения в один из самых широко применяемых и известных законодательных актов - Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
Предусмотренные Законом изменения особо важны в сегодняшних условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами и в связи с этим нуждается в дополнительной защите.
Теперь статья 16 Закона содержит конкретный перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей.
К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от договора или одностороннее изменение его условий (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);
2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, предусмотренный пунктом 2 статьи 17 Закона;
3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или накладывают иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 Закона (право на односторонний отказ от исполнения договора об оказании услуг);
4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;
5) условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (услуг) за плату без получения согласия от потребителя. При этом, обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора);
7) условия, которые ограничивают установленное статьей 16.1 настоящего Закона право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора);
9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки;
10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, которые могут быть предъявлены продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;
11) условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
12) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;
13) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;
14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг).
Данный перечень исчерпывающим не является. Это могут быть и другие условия, не соответствующие законодательству о защите прав потребителей.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, то они подлежат возмещению в полном объеме.
потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора по причине отказа потребителя от предоставления своих персональных данных в объеме большем, чем предусмотрено законодательством. И если потребителю отказали продать товар либо выполнить работу или оказать услугу по этой причине, он вправе потребовать от продавца/исполнителя предоставления ему оснований для предъявления такой информации:
• если потребитель заявил такое требование письменно, то срок ответа на запрос – 10 дней;
• если устно – незамедлительно.
Обращаем внимание, что все перечисленные положения статьи 16 Закона, устанавливающие перечень недопустимых условий, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных В новой редакции ст. 16 Закона законодатель указал на недопустимость отказа договоров.
Напоминаем, что административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, предусмотрена ч. 2 ст. 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.